EN

25.02.2016






Сотрудники и студенты ПетрГУ начали освоение метапредметных инструментов обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ

Дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки «Метапредметные инструменты обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ» освоила первая группа слушателей, в которую вошли руководители школьных объединений, работающие в ПетрГУ по программам дополнительного образования детей в области робототехники, математики, физики, биологии, технологии.

На курсах слушатели изучили методы и приёмы развивающего обучения и компетентностного подхода на основе ТРИЗ-технологий. Курсы провела Алла Александровна Нестеренко, канд. пед. наук,  доцент кафедры развития образования АПКиППРО (г. Москва).

Н.М.Винокурова, заместитель начальника управления довузовской и профориентационной работы ПетрГУ: «В Петрозаводском государственном университете сложился довольно большой коллектив преподавателей, работающих со школьниками в технологиях дополнительного образования детей – реализуется 34 образовательных программы технической, естественнонаучной и социально-педагогической направленностей. Как развивать профориентационный аспект в этих программах? Как проводить занятия, чтобы детям было интересно? Как, занимаясь в университете, школьники могут достичь зримых метапредметных и личностных результатов в своём развитии? Как обучать руководителей школьных университетских программ, среди которых люди – от профессора до студента, обладающие совершенно разным педагогическим опытом? Поиск ответов на эти вопросы привёл нас к решению предоставить им возможность освоить начала общей теории сильного мышления – теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) под руководством А.А.Нестеренко, успешно реализующей эту программу на многочисленных педагогических площадках России».

Слушателями курсов стали студенты и аспиранты университета: Андрей Варшуков, Роман Игнатенко, Наталья Кузнецова, Михаил Кузьмин, Анна Малыхина и Евгения Щепетова. Методологию ТРИЗ-педагогики вместе с ними осваивали преподаватели кафедры теории и методики обучения математике и информационно-коммуникационным технологиям в образовании, кафедры технологического образования института педагогики и психологии, сотрудники медицинского института, Регионального центра трансфера технологий ПетрГУ, Ресурсного центра научно-технического творчества обучающихся ПетрГУ. В своих отзывах и проектных работах по итогам курсов многие из участников отметили, что получили новые знания и будут применять их в своей практике.

П.В.Будник, директор Регионального центра трансфера технологий ПетрГУ: «В процессе курса А.А.Нестеренко, опытный педагог и мастер ТРИЗ, познакомила нас с основными инструментами теории и показала, как могут быть использованы инструменты ТРИЗ при организации учебного процесса с детьми. Особенно ценными были примеры преподавателя из собственного опыта, которые ярко продемонстрировали потенциал ТРИЗ в области педагогики. Немаловажно и то, что учебный процесс сопровождался практическими заданиями, позволяющими детально разобраться в нюансах использования инструментов ТРИЗ. Полученные знания и навыки могут успешно применяться в практике для разработки программ обучения для школьников».

Н.В.Ильина, преподаватель кафедры технологического образования института педагогики и психологии, разработчик курса «"Умный" текстиль. STEAM-технологии для девочек»: «Метапредметность курса «"Умный" текстиль. STEAM-технологии для девочек» включает в себя изучение основ электротехники, технологии обработки текстильных материалов, основ программирования, художественного проектирования. Результатом учебной деятельности школьников должны стать технологические проекты и инновационные изделия. Поэтому важно сформировать у школьников системное мышление. ТРИЗ-технологии и теория сильного мышления являются одной из важнейших технологий обучения, которые должны применяться в данном курсе. Метод копилок, матриц и другие помогут сделать его максимально интерактивным и повысят эффективность обучения, помогут найти уникальные идеи для реализации в современном мире и мире будущего».

Н.А.Сидорова, доцент кафедры неврологии, психиатрии и микробиологии медицинского института ПетрГУ, автор экспериментальной программы «Биологическая мозаика»: «Обсуждая проблемы студентов в вузе, преподаватели, как правило, указывают на отсутствие умений самостоятельной работы, на неразвитую монологическую речь, неумение слушать и слышать, неумение работать с литературой и Интернет-ресурсами. Исправить подобные «дефекты» в вузе уже чрезвычайно сложно.., но это можно выполнить за счет внедрения метапредметного обучения при реализации программ дополнительного образования школьников, тем более, что метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. При этом способность самостоятельно работать для школьников органически становится необходимостью, речь развивается и обогащается, умение слышать и анализировать информацию – становится ведущим. А «на выходе» – абитуриент, готовый к исследованию нового, что согласуется с задачами комплексной программы профориентационной работы вуза».

Курсы организованы Институтом непрерывного образования и управлением по инновационно-производственной деятельности.


ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет"
пр. Ленина, 33, г. Петрозаводск, Карелия, Россия, 185910
тел.: +7 (8142) 71-10-01, факс: +7 (8142) 71-10-00
e-mail: rectorat@petrsu.ru, office@petrsu.ru
https://www.petrsu.ru/
Управление по инновационно-
производственной деятельности

пр. Ленина, 31, г. Петрозаводск
тел.: +7 (921) 222-40-72
e-mail: shtykoff@petrsu.ru