EN

11.12.2014

В.Н.Васильев

Е.В.Игнатович и А.О.Лопуха




В ПетрГУ состоялся круглый стол "Непрерывное образование: современные международные и региональные контексты"


11 декабря в ПетрГУ в рамках Международного форума «EuroNorth 2014» «Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития» состоялся круглый стол «Непрерывное образование: современные международные и региональные контексты».

В его работе очно и дистанционно приняли участие 82 человека (46 сотрудников вузов и 36 студентов, в т. ч. представители Канады, Польши, Белоруссии).

Целью обсуждения на круглом столе стали итоги и перспективы исследовательской и проектной работы Лаборатории непрерывного образования ИНО ПетрГУ за 2013–2014 годы.

На пленарном заседании с приветственным словом выступили Президент ПетрГУ В.Н.Васильев и проректор по довузовской и профориентационной работе, директор Института непрерывного образования А.О.Лопуха, которые подчеркнули значимость исследований и развития системы непрерывного образования для нашего университета. Зам. директора ИНО Е.В.Игнатович рассказала о работе международного научно-практического семинара «Развитие новых форм непрерывного образования и формирования здорового образа жизни у детей и взрослых: международные и региональные контексты» в рамках форума, одним из ключевых мероприятий которого явился круглый стол.

Зав. Лабораторией непрерывного образования профессор И.А.Колесникова презентовала результаты исследований в области непрерывного образования, достигнутые в сотрудничестве специалистов более чем из 10 подразделений ПетрГУ и международных партнеров. Особое внимание было уделено сложившейся за два года инновационной системе интеграции научной, образовательной и издательской деятельности.

Работа круглого стола продолжилась в режиме малых групп по четырем направлениям.

В первой группе «Непрерывное образование: международные контексты, терминологические соответствия» были обсуждены следующие вопросы:

  • Какие проблемы возникли при обращении к терминологическому переводу? Как справились с этими проблемами?
  • По какому принципу отбирались термины (понятия) для изучения?
  • Чем полезно сравнение лексической специфики описания непрерывного образования в разных языковых системах?
  • Какие специфические компетенции нужны переводчикам научных текстов по непрерывному образованию?

Участники второй группы «Проблемы преемственности непрерывного образования в отдельной области» выясняли:

  • За счет чего обеспечивается преемственность в каждом конкретном случае?
  • Есть ли нечто общее в механизмах преемственности? Если да, что именно?
  • Какую информацию и кому необходимо иметь для обеспечения преемственности образования на каждом из этапов формального обучения (школа-вуз-ДПО)?
  • Обеспечивает ли представленный опыт формирование академической мобильности?

В фокусе обсуждения в третьей группе «Значение диагностических исследований для развития системы непрерывного образования» оказались проблемы:

  • Кто должен заниматься такого рода диагностикой?
  • Какие выводы и предложения следуют из конкретного полученного диагностического материала? Кому они могут быть адресованы?
  • Возможно ли создание базового (типового) пакета диагностик? Если да, что именно должно стать предметом изучения?
  • Какие принципы могут регламентировать диагностические процедуры внутри системы непрерывного образования?

В рамках работы четвертой группы «Проблемы педагогического проектирования в системе непрерывного образования (содержание, технологии, формы)» были подняты вопросы:

  • Кого сегодня имеет смысл привлекать к проектированию содержания образования, образовательных технологий, новых форм обучения?
  • Какие трудности вы испытывали в процессе проектирования, на каких этапах работы они возникали, в каких ситуациях?
  • Как в процессе проектирования учитывались требования преемственности обучения?
  • Как при оценке новизны проектного продукта учитывался существующий зарубежный и отечественный опыт непрерывного образования?

Групповая дифференциация работы в рамках круглого стола позволила принять участие в обсуждении проблем организации непрерывного образования в зарубежных странах и Республике Карелия большому количеству участников (52 человека).

В заключение были сформулированы общие выводы, связанные с перспективами исследования непрерывного образования в России и за рубежом специалистами ПетрГУ в партнерстве с зарубежными коллегами. В частности, была подчеркнута значимость международного сотрудничества лингвистов и педагогов в нахождении терминологических соответствий при изучении образовательных систем в разных странах. Прозвучала идея необходимости постоянно действующего методологического семинара переводчиков.

Участниками круглого стола была актуализирована проблема комплексной диагностики готовности людей разных возрастов к продолжению образования в течение всей жизни. Открытым остался вопрос о потенциальных заказчиках такого рода исследований в Республике Карелия.

Работа круглого стола завершилась анонсированием сборника «Непрерывное образование: опыт ПетрГУ 2014», среди авторов которого многие из участников круглого стола. Электронная версия сборника будет размещен на сайте журнала «Непрерывное образование: XXI век» уже в конце декабря.

Фото О.Кусписа



ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет"
пр. Ленина, 33, г. Петрозаводск, Карелия, Россия, 185910
тел.: +7 (8142) 71-10-01, факс: +7 (8142) 71-10-00
e-mail: rectorat@petrsu.ru, office@petrsu.ru
https://www.petrsu.ru/
Управление по инновационно-
производственной деятельности

пр. Ленина, 31, г. Петрозаводск
тел.: +7 (921) 222-40-72
e-mail: shtykoff@petrsu.ru